Официальный ресурс
администрации Марксовского муниципального района

Польза и вред старой резины

    

«Саратовский резиноперерабатывающий завод», расположенный в городе Марксе – единственное предприятие в области, имеющее лицензию на утилизацию автомобильных покрышек и других резинотехнических изделий. Он не только производит востребованную в наше время резиновую крошку, но и выполняет важную санитарную функцию.  

Пока на заводе работает только линия по переработке старых автомобильных покрышек в резиновую крошку, сфера применения которой очень разнообразна. Для расширения производства закуплена и готова к вводу в эксплуатацию линия по изготовлению тротуарной плитки, её запуск намечен на февраль текущего года. Планируется установка линии по переработке шин старого образца – российского производства, имеющих высокое содержание текстиля.   

На РПЗ трудятся более 20 человек – рабочие, водители, операторы автоматических линий, начальники смен. В летний период проводится дополнительный набор персонала. Среди рабочих уже есть квалифицированные специалисты по укладке резиновой плитки и бесшовных покрытий, так что предприятие нередко получает заказы из Саратова на покрытие детских и спортивных площадок. К примеру, детская площадка перед драмтеатром им. Слонова и спортплощадка во дворе Поволжской академии госслужбы уложены  марксовцами. В нашем городе они провели работы по укладке бесшовного покрытия на площадке «Воркаут» во дворе СШ №3.

Не менее важна экологическая функция, выполняемая предприятием. Ведь если старые покрышки и прочую резинотехнику не утилизировать, а просто выбрасывать, что, к сожалению, чаще всего и происходит, то они оказывают вредное воздействие на окружающую среду. Выходит, что создание таких заводов жизненно необходимо для сбережения природы, особенно если учесть, что количество автомобилей на наших дорогах увеличивается в геометрической прогрессии. Однако, пока рано говорить о том, что развитию отрасли дан «зелёный свет».

«Одна из главных проблем, с которой мы столкнулись – это отсутствие в нашей стране системы доставки покрышек из организаций, – говорит директор предприятия Руслан Имангазалиев,Так, из 1, 2 тысячи тонн покрышек, переработанных нами в прошлом году, только 40 тонн нам официально сдали на утилизацию. Так что сырьё, в основном, пока приходится собирать самим по автопредприятиям, шиномонтажкам, свалкам и прочим объектам по всей области. Для этой цели у нас есть два грузовика. Конечно, это не очень удобно и ведёт к большим расходам – на бензин, ремонт машин и зарплату водителям. Кстати, от владельцев частных автомобилей вышедшие из употребления шины на заводе  принимаются бесплатно, а от предприятий – за определённую, чисто символическую плату. В Европе и США за утилизацию платит либо производитель, либо продавец шин, либо владелец автомобиля. Такая практика поддерживается на государственном уровне, создаются все условия для развития системы переработки этих вредных отходов. К сожалению, в России отрасль утилизации старых автопокрышек очень слабо развита и перерабатывается, по разным данным, лишь от 3 до 10% шин. Для сравнения: в США, например, эта цифра достигает 88%, в Евросоюзе – 94%. Хотя по закону у нас запрещается выбрасывать отходы, имеющие 4-й класс опасности, а за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований предусмотрен штраф в размере 1-2 тысяч рублей для физических лиц и 250 тысяч – для юридических. Ещё есть налог за негативное воздействие на окружающую среду, под который попадают предприятия, накапливающие на своей территории отработанные автошины. Однако, вся эта правовая база фактически не работает».

В итоге мы имеем то, что имеем: по дорогам одной только Саратовской области «бегают» около миллиона машин, ежегодно дающих отходы в виде  изношенных шин общим весом 60-65 тысяч тонн! РПЗ в прошлом году переработал лишь малую долю из этого объёма – немного больше тысячи тонн, остальные десятки  тысяч  тонн попросту выбрасываются и отравляют природу! Часть покрышек сжигается, выделяя вредные вещества в почву и атмосферу, остальные гниют, привлекая полчища грызунов и насекомых. Понятно, что всё это не улучшает экологическую обстановку, а вредит ей.

Кстати, период полного разложения у автопокрышки – около 150 лет.  Но всему этому есть и альтернатива: вместо пассивного гниения, наносящего ущерб природе и нашему здоровью, старую резину можно переработать и широко использовать как вторсырьё для различных целей, в том числе для изготовления современных безопасных покрытий, широко применяемых на спортивных и детских площадках, беговых дорожках и прочих полезных объектах. К тому же вторсырьё позволяет экономить ресурсы. Таким образом, вместо прямого вреда можно получать непосредственную выгоду и пользу, причём сразу по нескольким направлениям. Но здесь уже многое зависит от грамотной политики со стороны государства.